На мой сугубо пристрастный взгляд состояние современной пост- советской наркологии находится как впрочем и само общество - в не лучшем состоянии. На сайте Алкология психиатр- нарколог резко критикует практикуемое лечение, как непродуктивное и опасное. Чего стоит одно "кодирование", когда врач грубо вмешивается в психические процессы, "делает" фобию пациенту на алкоголь, пугает пациента до смерти, и потом оставляет его (получив приличную сумму) на произвол судьбы со своими проблемами. Это - лечение? Это - криминал и преступное отношение к личности человека и его свободному выбору. Я думаю, что гораздо результативней "лечить" алкоголизм не у нарколога, а у психолога без ярко выраженной "алкогольной направленности" и без применения варварских методов. Хотя как уже говорили, для людей с очень низким уровнем интеллекта (Александр, это не про Вас) и используемых государством в качестве дешевой рабочей силы этот "метод" очень продуктивен - ведь нужно же кому то "пахать" на благо Родины, а как там человек будет себя чуствовать, никого не волнует, лишь бы был в состоянии работать, вот что волнует ИХ в первую очередь. У кого то есть какие то соображения по поводу?
В данном случае такое запретительное лечение - некоторый внешний контроль, принципиально отличающийся от невротического страха; столь популярного в нашей наркологии в последнее время. Суть такого внешнего контроля, на мой взгляд, приблизительно следующая: между желанием выпить и выпивкой чаще всего проходит определенное время - "поход" в магазин или, по крайней мере, обдумывание мотивов и последствий. В случае такого запретительного лечения (не шаманского) - этого время увеличивается на время поездки к наркологу. Я не думаю, что это можно было бы назвать ограничением свободы выбора. На самом деле, у меня, и я думаю, у многих алкоголиков - часто возникает импульсивное желание выпить под влиянием стрессовой ситуации. .. Когда внутреннего контроля перестает "хватать" - состояние аффекта, сильных эмоциональных переживаний. .. Впринципе, как отрицательных так и положительных, зачастую. В данном случае запретительное лечение позволяет выиграть время - за тот период, пока доедешь к наркологу (лучше если он при этом тебе еще и друг, или хотя бы психолог); пока он постарается объяснить нецелесообразность "раскодирование" - желание выпить может пропасть. Такое запретительное лечение, как мне кажется, не ограничивает свободу выбора, а лишь дает человеку время, чтобы не дать каждому импульсивному желанию алкоголя перейти в выпивку. Другое дело, если мысли об алкоголе становятся навязчивыми и ежедневными (если не ежечасными) - тогда, от кодирования в чистом виде - один вред. Тогда - это издевательство. .. Да. .. Вот я тут возмущаюсь, а ведь не уверен я, что пошел бы лечиться, пройди день- другой. .. И ведь, если бы не закодировался, возможно, и не попал бы на этот форум, не стал бы разбираться в своей проблеме. .. Так что - иногда кодирование и в "голом" виде может привести к положительным результатам. .. Вообщем, если пациент встал на путь выздоровления - кодирование может помочь ему сократить этот путь; если не встал - затруднит его поиск. .. Главное - понять, встал ли на него?
Первые церковные общества трезвости появились в 1858 г. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое из них имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.
В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других – собственноручно писал заявление такого, например, содержания: « Я, нижеподписавшийся, чистосердечно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям оного» или « Помоги мне Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении» .
В общество трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно- приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось « о здравии» в праздники на ектении. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах – денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.
30 августа 1898 года в Санкт- Петербурге было открыто Александро- Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке « Общества распространения религиозно- нравственного просвещения в духе Православной Церкви» . По воскресным дням служился молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют братчики данное обещание и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества отца Александра Рождественского о состоянии дел.
Каждому члену при вступлении выдавался особый « священный лист трезвости» как необходимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во- первых, во все продолжение зарока он должен хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т. п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к религиозному долгу, к делу святому, благому и благородному.
Вот еще несколько примеров обязанностей члена общества:
« Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и неприменно раз в год причащаться Святых Тайн.
Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.
Всегда помни, – гласило наставление, – что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще большее осуждение.
Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Святое Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви – думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал – как оскорблю Тебя грешным пьянством! ? Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю – думай: и я когда- нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.
Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро- Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него» .
Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.
« Всегда держи в памяти слова Апостола Павла о том, что мы должны « друг друга тяготы нести» . Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь, – гласило одно из правил Общества. – Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого « гонят и преследуют на земле» , ожидает « великая мзда на небесах» . Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику» .
Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.
Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт- Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что сегодня многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние – действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой – единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие – и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.
Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства – медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви низводит душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.
Первые церковные общества трезвости появились в 1858 г. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое из них имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.
В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других – собственноручно писал заявление такого, например, содержания: « Я, нижеподписавшийся, чистосердечно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям оного» или « Помоги мне Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении» .
В общество трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно- приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось « о здравии» в праздники на ектении. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах – денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.
30 августа 1898 года в Санкт- Петербурге было открыто Александро- Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке « Общества распространения религиозно- нравственного просвещения в духе Православной Церкви» . По воскресным дням служился молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют братчики данное обещание и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества отца Александра Рождественского о состоянии дел.
Каждому члену при вступлении выдавался особый « священный лист трезвости» как необходимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во- первых, во все продолжение зарока он должен хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т. п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к религиозному долгу, к делу святому, благому и благородному.
Вот еще несколько примеров обязанностей члена общества:
« Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и неприменно раз в год причащаться Святых Тайн.
Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.
Всегда помни, – гласило наставление, – что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще большее осуждение.
Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Святое Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви – думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал – как оскорблю Тебя грешным пьянством! ? Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю – думай: и я когда- нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.
Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро- Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него» .
Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.
« Всегда держи в памяти слова Апостола Павла о том, что мы должны « друг друга тяготы нести» . Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь, – гласило одно из правил Общества. – Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого « гонят и преследуют на земле» , ожидает « великая мзда на небесах» . Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику» .
Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.
Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт- Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что сегодня многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние – действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой – единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие – и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.
Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства – медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви низводит душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.
Несколько оффтопик, но перекликается с известным "Женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление": )
Теперь о психологах и наркологах. В принципе - да, конвейерно- кодировочный подход наркологии мягко говоря не совсем адекватное решение проблемы (хотя целиком такие методики я не стал бы отвергать, согласен с Александром, чуть ниже напишу). И зачастую психолог способен оказать более существенную помощь. Но, к сожалению, в нашей стране довольно трудно найти действительно толкового психолога, а не просто бормотолога, который за деньги подрядится исцелить любые патологии, ничерта в них не соображая.
Далее, при всем моем уважении к психологам, психиатр все- таки врач, человек, который взял на себя труд учиться более семи лет сначала в медицинском вузе, а затем на психиатра.
Человек, который действительно компетентен и профессионален.
Психологи же иногда заканчивают загадочные шестимесячные "семинары", "тренинги", получают некие "сертификаты" - и вперед.
Для решение не слишком серьезных проблем помощь такого "специалиста" возможно и подойдет, но. ..
Алкоголизация часто идет следствием невротических или психотических расстройств, поэтому в некоторых случаях продуктивнее вероятно сэкономить время и деньги и обратится к профессионалу.
Александр, целиком согласен с Вашей оценкой "запретительных" методик. Зачастую при осознанном решении человека, возможности "снять" в любой момент "защиту" (то есть "обратимость", которая дает свободу выбора и некий "люфт"), поддержка врача во время действия метода это приносит хорошие результаты. Я тоже ставил "торпеду" на небольшой срок. При этом я прекрасно знал и действительные сроки действия введенного препарата, и суть методики: ) Но использовал это как некую "подстраховку", и "ритуал", что- ли.
Михаил, любопытно, что религиозные практики и обьединения в некие "сообщества" дйствительно часто позволяют решить проблему алкоголя. Мой знакомый бросил пить в "Свидетелях Иеговы", другому помогло изучение и практика буддизма.
Но это наблюдение приводит к довольно любопытному выводу. Знает ли кто- либо болезнь, которую можно излечить молитвой и групповым общением, тем или иным "духовным ростом"? :) То есть, получается что "биохимическая составляющая алкоголизма" действительно не более чем гипотеза (о чем кстати говорят многие врачи), а сам алкоголизм таки не болезнь в классическом понимании, а "поведенческая проблема", аддикция вроде шоппинга, геймблинга, интернет- зависимости, переедания и прочего.
Что, впрочем, отнюдь не умаляет серьезности проблемы - казино легко может привести к трагедии, да и прочие аддикции тоже.
Но можно говорить о смещении акцентов в терапии.
Предположение спорное конечно, но. ..
Кстати, по АДГ сейчас главный нарколог Санкт- Петербурга разрабатывает новую методику. Ссылку найти никак не могу, как отыщу сразу скину.
Также о биохимической составляюще любопытно
http: // ollo. norna. ru/ DIR00/ 4149. htm
"Перспективы терапии антителами в сверхмалых дозах", подробная статья о механизме действия "Пропротена". На своем опыте могу засвидедельствовать, действительно хороший препарат, но вот основана ли его эффективность в моем случае действием "плацебо" или действием препарата, не знаю: )
И еще один ресурс, весьма интересный, по вопросу дифференцирования "привычного злоупотребления" и "истинно алкоголизма", статьи на
http: // www. shakirzyanov. ru/ books/ teoria/ 000ter. htm
Как показала практика, кодирование (формирование отвращения и установление запрета) к потреблению алкоголя на определенный срок неэкологичный и неэффективный метод, поскольку не учитывает вторичные выгоды, намерение (что мне дает потребление алкоголя) и построен на негативной мотивации, по крайней мере я бы им не воспользовался. Да и вообще, я считаю, что формировать отвращение к алкоголю не совсем экологично. Поэтому прежде чем идти кодироваться десять раз подумайте, как это скажется на вашем здоровье.
Как показала практика, кодирование (формирование отвращения и установление запрета) к потреблению алкоголя на определенный срок неэкологичный и неэффективный метод, поскольку не учитывает вторичные выгоды, намерение (что мне дает потребление алкоголя) и построен на негативной мотивации, по крайней мере я бы им не воспользовался. Да и вообще, я считаю, что формировать отвращение к алкоголю не совсем экологично. Поэтому прежде чем идти кодироваться десять раз подумайте, как это скажется на вашем здоровье.
Далее, согласен с Александром что "эспераль" или "торпеда" более приемлемый вариант (обязательно с возможностью снятия "запрета").
В этом случае нет вмешательства в психику, многие рассматривают эту процедуру действительно просто как некий "ритуал", призванный обозначить начало выздоровления, и как дополнительную "подстраховку".
Хотя конечно лучше уходить от употребления более "гуманными" методами, это бесспорно. Или начинать с "запрета", в дальнейшем же не употреблять самостоятельно.