Добрый день. Будьте добры, если можно, поясните, чем задержка речевого развития отличается от алалии. Нашему сыну два года и четыре месяца. Не разговаривает, знает только 5- 6 слов, плюс звукоподражательные. Но постоянно, в течение дня, плетет какие- то словесные "кружева"из согласных и гласных. Выполняет все абсолютно просьбы, достаточно наблюдателен, подражает взрослым, допустим, может губы накрасить помадой маминой. Один из логопедов - светило, специалист высшей категории - поставил в течение десяти минут алалию сенсорно- моторную и сказал, что после спецшколы таким детям дорога в тюрьму или в психушку, второй специалист, логопед из обычной нашей участковой поликлиники, сказал, что этот диагноз вообще не правомочен у детей до трех лет, что с ребенком просто надо заниматься, что она и будет делать, и ничего кроме задержки речевого развития она не видит. Говорит, что не знает досконально, во что это выльется, но и с коллегой, которая признала в нас алалика, не согласна. Две крайности, как быть? Понятно, не хочется верить плохому, но и за хорошее страшно. И, повторюсь, чем ЗРР отличается от алалии. Может, вы что- нибудь посоветуете, жена несколько дней назад уже описывала эту ситуацию, сейчас и я влез. Заранее спасибо.
А теперь, чем отличается ЗРР от алалии.
В речевом недоразвитии при алалии прежде всего имеют место выраженные трудности в формировании звуковых образов слов, т. е если ребенок имеет даже определенный пассивный словарь, испытывает стойкие затруднения в назывании слов. Могут отсутствовать выраженные нарушения артикуляционной моторики, но с трудом формируется речевой праксис(целенаправленные двигательные акты). Существуют специфические трудности формирования слоговой структуры слов, трудности актуализации даже хорошо знакомых и простых по артикуляции слов, затруднение в повторении за взрослым отдельных слов. Слоговая структура уплошается за счет опускания звуков и слогов, перестановок, замен. Особенно внимания заслуживает нестойкость и разнообразие этих замен. У таких детей часто наблюдается негативизм при общении с другими. У детей алаликов нарушается развитие фразовой речи. Ну и конечно, нарушено звукпроизношение. При задержке речевого развития важным является возможность усвоения грамматических норм. При алалии эта возможность СТОЙКО нарушена (дети долго используют сущ. в именительном падеже, а глаголы не используют вовсе, либо только в инфинитиве и повелительном наклонении, трудности при попытках использовать предлоги). При ЗРР ребенок хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов(понимают слова, имеющие сходное значение). В ходе развития речи отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизмы, стойкие у алаликов. Развитие речи у детей с ЗРР отличается от нормального только своим темпом. Особенности использования грамматических структур такие же, как и у здороворо ребенка только более раннего возраста. Кроме того дети с задержкой способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что практически не доступно детям с алалией. Нарушения со стороны ЦНС при задержке имеют обратимый характер.