Хорошо, описываю конкретную ситауцию - это к утверждению о том, что мама "с утра создает атмосферу рздраженности", "строит отношения на подчиненности". .. Бужу ее утром, она еще не открыв глаза начинает ныть "не буду вставать, хочу спать" и т. д. Я ее обнимаю, целую, говорю "куколка, ну надо идти в садик, маме не работку и т. д. ". Она меня пинает или очень раздраженно отворачивается и говорит, что не будет вставать. Дальше я пытаюсь разбудить несколько раз (с перерывами, чтобы дать ей время проснуться самой). Потом кое- как ее поднимаю, она УЖЕ в плохом настроении, и начинается. .. . Не умываться, не одеваться, ничего не хочет. Все это сопровождается нытьем, слезами, битьем меня и т. д. И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО Я ВСЕ ГОВОРЮ СПОКОЙНЫМ ГОЛОСОМ, всеми способами пытаюсь договориться по- хорошему. Бесполезно. И в чем я здесь виновата? ?? Объясните мне непросвященной. .. И что делать в данной конкретной ситуации?
Пример активного слушания:
Мама: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама: Не выдумывай! (Приказ. ) Сколько раз уже одевался сам!
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Новый фокусы! Ну- ка сейчас же одевайся! (снова приказ! )
Вова: А у меня не застегивается.
Мама: Не застегивается – так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.
Вова (плачущим голосом): Ты плохая. .. .
А вот как разговор мог бы развиться по- другому (использование метода активного слушания):
Мама: Вова, одевайся скорее, в садик опаздываем.
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама (останавливается на минутку): Не можешь сам справится?
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Тебе не нравится рубашка?
Вова: Да, ребята вчера смеялись, говорили: девчачья
Мама: Тебе было очень неприятно. Понимаю. Давай оденем вот эту!
Вова (облегченно): Давай! (быстро одевается).
Затем поговорили, как вы ребенка понимаете. . как трудно, и как не хочется с утра вставать. .. .Еще один разговор о том, что бы вам хотелось, чтобы доча вставала, что вам нравятся когда детки встают рано и не плачут, и не раздражаются. И что вам бы не хотелось, чтобы доча с утра себя плохо вела, так как вам больно и неприятно и вы расстраиваетесь ( не бойтесь выражать свои эмоции) Ищите решение: ребенок может предложить : не вставать. .. Вы: встать на 15 мин. позже. Все варианты (и ваши и ребенка) записали на бумажку, ищите вариант который бы вас устроил обоих.
Можно объяснить ребенку, что маме очень не нравятся, когда дети так себя ведут с утра. И договоритесь с вечера, что если такое будет утром, то мама вынуждена будет наказать. (наказание выбирайте сами: не гулять, не купить мороженное – то есть лишить ребенка (для начала) чего- то хорошего, что он очень любит делать). Потом можно прибегнуть в более активным наказаниям: поставить в угол и т. п. И наконец, если испробовано куча методов, и так и эдак и никак. .. То ребенка следует наказать телесно. Только правильно. Поговорите с ребенком, что вы его предупреждали, что он будет наказан, предупреждали как именно, что вам очень не хочется этого делать, так как любите ребенка, спросите у него понимает ли он за что и т. п. а потом снимаете штанишки и. .. дальше знаете, но только не рукой, а каким- нибудь предметом (ремень, прутик, и т. п. ) Ребенок получит такое же вразумление, только не в устной форме. И не нужно допускать агрессии ребенка по отношению к вам. Пресекайте это. Еще раз повторюсь, ребенок должен уметь вас уважать.
Еще говоря о книге. .. Автор сама мать троих детей, и пятерых внуков. А книга совсем не умная, простой и доступный язык, как будто с вами разговаривает другая мама, только с большим опытом, несмотря на то, что она - ученый и психолог- педагог.
Ступени общения: от года до семи лет. – м. : просвещение, 1992. И Гиппенрейтер там, кстати, есть.
Вот такой сон! И ничего с этим не поделаешь! Или у вас есть рецепт "как плохо спать"? :)))
Но неправильное применение какого- то метода – еще не основание для его полного отказа. Многие дети нуждаются именно в этом методе воздействия в ответ на их непослушание. Бывают случаи, когда ребенок (2- 10 лет) хорошо понимает предъявленные к нему требования, но отказывается подчинятся авторитету взрослых, порядочная трепка – это кротчайший и наиболее эффективный путь к урегулированию взаимоотношений. Когда ребенок набычивается, сжимает кулаки и готов на все, возмездие должно настигнуть его быстро и ощутимо. Такой метод не только не вызывает у детей агрессию, но помогает им усмирить свои эмоции и жить в гармонии с различными типами доброжелательного авторитета всю свою жизнь. Многие люди, конечно не согласятся с этим. Можно лишь сказать: НЕТ НИ ОДНОГО УБЕДИТЕЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ГИПОТЕЗУ О ТОМ, ЧТО ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ВЗРАЩИВАЕТ В РЕБЕНКЕ АГРЕССИЮ. (Об этом пишет Добсон, один из ведущих специалистов по проблемам семьи и брака)
Просто нужно понимать и применять этот метод с любовью к ребенку, и правильно, а не раздавая направо и налево шлепки и подзатыльники (я категорически против такого применения). Подумайте, что количество боли, которой сопровождается наказание, не так уж велико, а вот научить ребенка может многому. Допустим ситуацию, двухлетний Петя , потянул на себя скатерть, и ваза с цветами падает ему на переносицу. Эта боль научит его, что тянуть на себя скатерть опасно, если не знаешь, что там, на верху. Когда он касается горячей плиты, то быстро усваивает, что можно обжечься. Даже если он доживет до ста лет, то уже никогда не станет хватать горячие угли из печи : ) . Да и в детские годы ребенок обычно накапливает различные шишки, синяки, царапины и ожоги, это все знакомит с жизненными ограничениями. Разве этот способ познания своего окружения ожесточает ребенка? Нет! Боль учит избегать таких ошибок в будущем. Именно боль, является ценным средством вразумления . Только через боль ребенок порой понимает, что нельзя трогать горячие предметы, потому что можно обжечься. Такой же урок он получит, если захочет вылезти из своего высокого стульчика, когда мама не видит, и познакомится с законом притяжения. Когда родители применяют разумное физическое наказание в ответ на сознательное неповиновение, ребенок получает обычное внушение, только выраженное не в устной форме. Он должен понять, что опасности следует избегать не только в физическом мире. Он должен осознать, что в социальном мире также существуют опасности, такие как бунт, ненависть, эгоизм, злоба (ТО ЕСТЬ ПОВЕДЕНИЕ, ПРИЧИНЯЮЩЕЕ БОЛЬ ДРУГИМ), которые представляют угрозу и для его жизни. Малая боль, сопутствующая его намеренно плохому поведению, и здесь способна научить ребенка, подобно тому как дискомфорт формирует его поведение в физическом мире. Но ни то, ни другое не производит ни ненависти, ни отвращения и НЕ делает ребенка более агрессивным. Но физическое наказание должно быть событием в жизни ребенка, когда другие методы вразумления уже не действуют. Только тогда оно будет действенным, и еще раз повторюсь, что когда взрослый шлепает ребенка в порыве чувств, если присутствуют постоянные шлепки и подзатыльники за какие – либо провинности, то это уже избиение и унижение ребенка.