Здравствуйте!
Обращаюсь в связи с несогласием с заключением, необходимостью сориентиоваться по шагам и переконсультироваться.
Ребенку 10 лет, 3 класс.
Обратились (в который раз) в связи с неуспеваемостью в центр Тверской. Предыдущие круги обследований и консультаций были пройдены 2 года назад из-за неуспеваемости и конфликта в 1й школе, у нескольких специалистов (дефектолог - ЗПРР, невролог - без патологии, нейропсихолог - особенности мышления, творч. одаренность, без особых претензий, психиатр - ранне-развитый ребенок, агрессия, конфликт с матерью (по тестам)).
во 2й школе ребенок успевал худо-бедно - сошелся с учителем характерами. Но мы переехали, и 3я школа опять не в жилу.
На этот раз: дефектолог - не выявил своей патологии, все в норме за искл. небольшой пед. запущенности (ребенок много болел и пропустил блоки информации в 1 и 2 классе); психолог за 3 часа подробной работы выявил искажения мышления - т.наз. опору на латентные признаки (в сложной ситуации выбора ребенок может объединять предметы по несущественным признакам, переигрывает, забывает о предыдущих решениях) + плохое поведение на фоне качественного выполнения заданий (начал доводить психолога во время исследования, непрерывно корректируя каждое его высказывание или просьбу и внося свои предложения - крайне утомительно; "возьми простой карандаш... - а можно цветной? а зеленый пойдет? ой, он сломался... а можно ластик? а где он?.. ой, упал!" и т.д. и т.п. - ребенку было при этом страшно весело).
Психиар, в теч. 15 минут выслушав анамнез и почитав отчет психолога, сказал,что ребенок психически болен и никогда нормальным не будет.
Рекомендовал домашнее обучение, развитие творческой составляющей, семейную психотерапию, постоянное наблюдение психиатра и т.д.
Мы вышли пыльным мешком ударенные, но за сутки все обдумали и поняли, что не согласны.
Да, в анамнезе у ребенка МДП и тяжелые характеры, суициды.
Да, он сам сложен весьма в любом взаимодействии, направленном на его обучение или получение от него неких результатов.
Но ребенок очень умный при том, его непровоцируемые реакции всегда адекватны, остоумны и даже местами мудры, он сильный психологически (в школе его побил, обругал матом хулиган с параллели, порвал форму; сын позвонил с плачем, заберите меня и т.д.; его поехал забирать дядя, пришел - он уже весело перешучивается с одноклассниками, о конфликте коротко обмолвился - "это уже в прошлом, мне не хотелось бы поднимать эту тему"; я, придя домой, застала его танцующим под саундтрек к мульту в самом благодушном настроении).
Он часто выдает дурацкую реакцию на риторические вопросы, на провокацию, создается впечатление, что он очень чувствует провокативность и сразу выставляет защиту (уже в 5 лет его необучаемость, на мой взгляд, связана была с тем, что вхождение в учебную деятельность было определенным образом озвучиваемо - менялась интонация у бабушки, и ребенок ощетинивался на интонацию; не терпит интонаций в стиле "я тебе счас все объясню").
Даже учитель, засыпающий его "парами", признает,что фактические знания на балл-два выше, оценивает же он общий комплекс - выполняются ли задания и как. А ребенок может грамотно написать текст, но забыть подчеркнуть-обвести что-то там. Решить задачу, но по рассеянности недооформить или выписать не ту размерность в правильной цифре ответа.
Сам объясняет это тем, что ему невыносимо скучно и он отвлекается, "улетая в свои воображаемые миры".
Ребенок отлично рисует, лепит, занимается дизайном-декором. Все в основном дома, ходить на занятия, учиться не любит. Увлекшись чем-то новым, впечатлившись, не принимает информацию, как это сделать. К примеру, обожает оригами, но не учится складывать готовые формы, а сразу же изобретает что-то свое (получаются примитивные уродцы, но зато то, что он сам хочет). Экспериментирует в изобразительной сфере: набирает кипы афишек премьер в кино, нарезает, делает рельефную форму из пластилина и обклеивает - получается объемный герой; придумал "пластилиновую живопись": накладывает пластилин на картон живописными мазками; может посмотреть мультик и вылепить героев с точностью до родинки под коленом - зрительная память почти фотографическая - и с точной передачей характера и эмоции (чего стоит эбенезер из рожд. истории, охваченный слепым ужасом - прямо мунк с его криком; пластическая выразительность великолепная).
Успешно собирает объемные кристаллические паззлы (высокой сложности, от 14 лет). Он добрый, настроение преобладает веселое, для печали нужен повод. Иногда психует, если что-то не получается. Сложно заставить убраться, ходить в тапках, мыть за собой...
Опрятен, сам моется 2 раза в сутки, меняет белье (без принуждения! начал сам), однако с порядком хуже - кидает вещи там, где потерял к ним интерес, по вечерам все столы и стулья завалены, стоит 4 тарелки с недоедками и 5 чашек с недопивками, разговоры не помогают, на крик обижается и пишет петиции ("нормальная мама говорит спокойно, просит вежливо"; "я все сделаю, если на меня не кричать" и т.д. и т.п.)
На мой взгляд в-общем, о психическом заболевании речи нет.
Что нам предпринять? Очень хочется подробной и продолжительной нормальной консультации с анализом анамнеза, поведения, тестами и возможностью обратной связи у хорошего психиатра-психоневролога.
К какому именно заболеванию может относиться описанное?
Я даже не знаю, как тогда сама еще не в дурдоме... В его возрасте я училась нормально, однако: дикие конфликты в школе, истерики, несогласие с собственным полом и видом (переделывалась в мальчика яростно; на дни могла стать собакой - ходить на четвереньках, лаять и требовать миску на пол); вставала посреди урока и вылетала, оглушительно хлопнув дверью, в коридор; приступы дикой ярости и агрессии (однажды в ответ на отказ уборщицы выдать пальто испинала ее инвентарь и убежала из школы в одной форме); постоянные суицидальные мысли; однократный побег из дома - вернулась сама в ночи; страхи, тики... Сводили один раз в п-ку к психоневрологу - он не нашел состава заболевания. На том и успокоились.
По сравнению со мной в детстве (к родителям за три квартала от дома подходили люди на улице и спрашивали, почему так кричит их девочка - орала я, если начинала, по 3-4 часа, надсадно и заунывно, просто не могла замолчать; смеялась тоже так же - подолгу, идиотским ни к ему не относящимся смехом; мама пугалась, но терпела) мой сын лапочка просто.
Претензии к нему в-основном бытовые.
По характеру он больше всего похож на умного вредного кота - его невозможно приучить НЕ делать то, что он по какой-то причине решил делать. Как кот ссыт в тапки и жрет фиалки - так мой сын задействует всю посуду, всю туалетную бумагу и не вытирается в ванной, а делает это в комнате. Напрягает, да. И двойки, и вот это все - из одного источника. Каким словом - только точным, назначить психом вообще можно и меня, и, при желании, каждого второго - обозначить этот источник? Я хочу разобраться!
а ЗАЧЕМ "разобраться"? Вам комфортно? И ладненько...Видимо соседи чувствуют себя иначе...