Вопрос психотерапевту.
Уважаемый доктор!
Обращаюсь к Вам со следующим вопросом:
У моей дочери (13,5 лет) в течение последних четрых-пяти месяцев появились симптомы энкопреза. Ситуация обострилась из-за сложных отношений с одноклассниками. Нам понадобилось некоторое время, чтобы разобраться с этим, понять причину и сам факт того, что это психосоматическое заболевание. Усложняется все еще и тем, что это происходит в переходном возрасте, проблема достаточно щепетильная, и отразилась не только на самооценке, но и в целом на способности дочери общаться с другими людьми. Она переживает очень сильно. Прошли обследование в хирургическом отделении, как по месту жительства, так и областном центре. Нарушений именно органического характера не обнаружено, только как следствие "психомоторных хронических запоров" - растянут прямой кишечник и нарушена работа сфинктера. Но все это детский хирург расценила следствием, а не причиной, и показаний для операции не обнаружила, что нас отчасти очень порадовало. Мы обратились к психотерапевту, который провел с дочерью уже два сеанса. Моего присутствия не допускают, поэтому мне сложно обрисовать методы его работы. Однако сама дочь призналась, что пережила в первый раз неприятные моменты и ушла в себя (мне описали как состояние, близкое к пограничному), после второго она стала уже повеселее. К сожалению, наш доктор живет в другом городе и часто посещать его у нас не получится, но мы будем стараться, дочь хочет поправиться и иногда даже удается ее убедить в этом. Все тем более осложнилось тем, что сегодняшняя ситуация публичности "нашей проблемы" (как мы называем это с дочей) еще больше ее беспокоит, ей "стыдно и плохо, я во всем виновата, не хочу так жить". Но игнорирвать недуг было нельзя. Очень тяжело наблюдать это и не знать, чем помочь. Ее тревожность возрастает, весь 7 класс она почти не может заниматься, часто пропускала школу и скрывалась от меня, пока мы во всем не разобрались. Это как снежный ком: она не может нормально посещать школу, "неприятности с трусиками" могут настигнуть ее в любой момент, находясь в постоянном напряжении из-за этого она не может усваивать учебный материал, а самое грустное - даже зная ответ - она не может ответить. И так по замкнутому кругу.
В связи с этим у меня несколько вопросов:
1. Правомерно ли то, что я не учавствую в разговорах нашего доктора и моей дочери? Допустимо ли это в практике психотерапевтов? так как он мне сказал, что " мама пока не нужна, проблема в другом". Мне хотелсось бы знать, что я делала/делаю не так, ведь в воспитании детей мама играет далеко не последнюю роль. Хочется избежать ошибок и помочь ей.
2. Можем ли мы перейти на домашнее обучение до конца 7 класса? Осталось 3 месяца и очень хочется, чтобы дочь успокоилась, восстановилась, при этом ничего не упуская в учебе. Перевод в другую школу возможен только со следующего учебного года, но и сейчас переход был бы ей большим потрясением, так как она стесняется даже в гости ходить.
3. Нам были даны конкретные рекомендации по питанию. Также прописали фенибут, глицин, витамины, чаи и посоветовали электросон и гимнастику. Принимаем лекарства в течение двух недель. Улучшений пока не вижу, учитывая сложности в школе (почему и задумались о домашнем обучении). Много читали об энкопрезе и хотелось бы знать, что миф, а что нет. Бег - это действительно полезно для нее сейчас? Она постесняется ходить в секцию, но мы могли бы бегать с ней вместе. Она очень впечатлительна, эмоциональна и у нее богатое воображение: здесь столкнулись с проблемой творческой реализвции с одной стороны и эмоциональным спокойствием с другой: что сейчас ей нужнее? К сожалению, наш психотерапевт не говорит мне почти ничего, только " у вас такая хорошая девочка, мамочка, не тревожтесь". Мне же очень тревожно, так как иногда кажется, что я ее теряю. А как помочь - не знаю. Буду очень благодарная за рекомендации, как мне сейчас вести себя и чем ей помочь.
Еще очень беспокоют моменты, когда она вдруг полностью "уходит в себя", она лежит ничком или свернется калачиком и молчит. Успокаиваю, обнимаю, но внутри паника "что делать? как делать?" Подскажите - как правльнее поступать в таких ситуациях?
Большое спасибо!
Вопрос с сайта: "dermatolog4you.ru"
"Мне же очень тревожно, так как иногда кажется, что я ее теряю" - какие признаки того, что Вы её теряете? Ольга, Вам надо постепенно привыкать, что у Вашей дочки будут какие-то сферы жизни, не подлежащие Вашему контролю. И первым делом -это будет психотерапия. Да, у неё будут какие-то секреты от Вас. У каждого человека должны быть такие "тайнички" в душе. И очень хорошо, если она сможет делиться этими тайниками со специалистом.
В психоанализе есть такое понятие как "анальный контроль". Психика маленького ребенка, которого приучают к горшку насильно или придают его акту дефекации чрезмерно много значения, фиксируется на этой стадии. И позже, когда ребенок подрастает, в любые тревожные для него моменты, может выдавать какие-либо анальные симптомы-символические или буквальные, как у Вашей дочки.
Поэтому, Ольга, сейчас самым мудрым, в Вашей ситуации, будет довериться специалисту, перестать контролировать процесс терапии, и оставаться для дочки любимой мамочкой, которая всегда поддержит в трудную минуту!