banner1
 
В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

психотерапевт | Почем удо сих пор не принят закон о психотерапии и кто имеет право быть психотерапевтом

 

Вернуться в конференцию: психотерапевт.

Статьи всех конференций.

 психолог Ирина Хажилина

До сих пор остается много непонятного в нашей стране. Кто такие психологи? Какие они бывают? Кто такие психотерапевты? Чем занимаются психиатры? Кто на что из них имеет право, а кто нет?К сожалению, сейчас в этом вопросе существует полная путаница. Вплоть до того, что заниматься психотерапией пытаются люди без высшего образования. При этом в отечественной психотерапии существуют квалифицированные специалисты и среди клинических психологов, психотерапевтов и среди психиатров, психотерапевтов. Поскольку этот вопрос без юридической подоплеки никак не получается решить. Уже несколько лет ведется работа по принятию закона о психотерапии. До сих пор принятию закона  мешают перечисленные в статье Ольги Решетниковой обстоятельства. Я решила поделиться происходящим с вами. Ваша, Ирина Хажилина

ЗАКОН О ПСИХОТЕРАПИИ

У нас в стране пока нет сложившейся системы психотерапевтической помощи. Поэтому можно только приветствовать подготовку закона о психотерапии, рассмотрение которого планируется Государственной Думой РФ .
Сейчас для обсуждения представлены два варианта.
Автор первого варианта — Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА). Полное название этого варианта «Закон (проект) о психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью».
Автор второго — Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ). Этот проект закона называется «О профессиональной психотерапевтической деятельности».
Заинтересованность в том, чтобы ввести психотерапию в правовое поле, проявляют многие как «сверху», так и «снизу». Естественна озабоченность тех, кто претендует стоять «у руля» подготовки, лицензирования и сертификации психотерапевтов.
Мне пришлось поучаствовать в обсуждении одного из вариантов закона на заседании профессионального клуба психотерапевтов, который функционирует при международном центре практической психологии «Интеграция». Его члены — практикующие психологи и психотерапевты считают, что закон нужен для того, чтобы отрегулировать отношения между государством, психотерапевтами и клиентами. Безусловно, у всех сторон есть общие интересы, но есть и противоположные. Чтобы защитить интересы клиентов, государства да и самих психотерапевтов от разного рода шарлатанов от психотерапии, необходимо ввести лицензирование в рамках законодательно установленных норм.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

В ходе обсуждения законопроектов возникает закономерный вопрос: «Является ли психолог психотерапевтом?» Если да, то при каких условиях, если нет, то почему? В вариантах законопроектов прослеживается явное разногласие.
В проекте ППЛ предполагается создание единого психотерапевтического сообщества, куда входят и медики и психологи. Да и сама профессия психотерапевта рассматривается достаточно широко. Это «массовая профессия современного общества, которая складывается в ее основных моделях: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской». А психотерапия определяется как «специфическая профессиональная форма эффективного психического (психологического) взаимодействия с целью развития индивидуального и социального, психического, а также интегрального здоровья и благополучия».
В обосновании же к законопроекту РПА психотерапия рассматривается исключительно в рамках медицинской сферы: «психотерапевтическая деятельность реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности.... В случае принятия закона психотерапия будет представлена тремя группами специалистов: врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, психотерапевт-специалист по социальной работе». В оказании психотерапевтической помощи впервые в нашей стране сможет принимать участие помощник (ассистент) врача-психотерапевта, который «принимает участие в психотерапии», используя музыкотерапию, арт-терапию, хореотерапию и другие, по поручению врача-психотерапевта. Вводится также понятие волонтера в психотерапии — добровольного участника, «содействующего оказанию психотерапевтической помощи».
Рассматривая психотерапию как чисто медицинскую практику, авторы распространяют «медицинский» подход и на остальные сферы деятельности психотерапии: «Учитывая, что в настоящее время не существует единого общепринятого научного определения психотерапии, действие закона будет распространяться на все методы, формы психотерапии и научные теории, которые реализуются на практике. В этом смысле законопроект «внеконфессионален» по отношению к различным профессиональным психотерапевтическим школам, течениям и группам».
Даже если согласиться с мнением РПА, что не все профессиональные психологи, занимающиеся различными видами консультирования, вправе претендовать на звание «клинического психолога-психотерапевта, специалиста по социальной работе — психотерапевта», то уж «специалистом, занимающимся психотерапевтической деятельностью», они вправе называться.
Получается, что психотерапевтическая деятельность психологов вне рамок медицины проектом РПА вообще не предусматривается. Но тогда в законе должно быть указано, что его действие распространяется только на медицинские учреждения. Следовательно, нужен еще один закон (или хотя бы положение) о специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью в сферах образования, социальной помощи и др.

КАК ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ?

Внятный ответ на этот вопрос дается в законопроекте РПА: «Профессиональная психотерапевтическая деятельность представляет собой целостную научно обоснованную систему психического (психологического) воздействия, реализуемого через общение профессионально подготовленного психотерапевта (врача-психотерапевта, клинического психолога-психотерапевта, психотерапевта-специалиста по социальной работе), непосредственно или с помощью помощников психотерапевта и волонтеров, с пациентом, его семьей, группой пациентов и сообществом пациентов с целью обеспечения и сохранения здоровья и восстановления индивидуального и социального функционирования человека. Психотерапевтическая деятельность включает в себя установление клинического диагноза, прогнозирование результатов применения психотерапии, заключение психотерапевтического контракта, применение психотерапевтических методов, оценку результатов лечения, проведение профилактических и реабилитационных мероприятий».
Все это было бы хорошо, если бы хоть немного было приближено к реальной ситуации.
Очевидно, предполагается, что где-то в медицинском учреждении (вероятно, в районной поликлинике или психоневрологическом диспансере) сидят врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт (дальше по списку). К ним добровольно приходят на прием желающие получить бесплатную психотерапевтическую помощь.
Но господа медики! Ни один уважающий себя специалист ни за что в жизни не пойдет работать в простую поликлинику, больницу или даже психоневрологический диспансер! Недаром там даже основных врачей-специалистов не хватает.
Разработчики проекта РПА предполагают оказание амбулаторной неврачебной психотерапевтической помощи. Она «оказывается лицам в состоянии социально-психологической дезадаптации, в ситуации личностного кризиса и иных состояний, не обусловленных психическим заболеванием, или при состояниях, которые не могут быть квалифицированы как болезненные, а также в случаях последствий психических расстройств, стабильных патологических состояний или других заболеваний».
Но во многом этот перечень созвучен тому, чем занимаются психологи за рамками медицинских учреждений. Неужели для этого теперь надо обращаться в поликлинику?

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ?

К этому вопросу авторы обоих вариантов законопроекта подходят весьма серьезно. Даже допуск к получению профессионального психотерапевтического образования могут получить далеко не все.
По версии ППЛ к нему допускаются те, кто:
«...получил высшее образование в области медицины, психологии, педагогики, социальной работы, философии, информационных технологий, имеет документы установленного образца и удостоверяющие данный факт, признаваемые в Российской Федерации;
...успешно прошел процедуру отбора к лицензионному психотерапевтическому образованию».

Представители РПА не менее серьезно подходят к претендентам на роль психотерапевтов: «Право на оказание неврачебной психотерапевтической помощи имеют клинические психологи и специалисты по социальной работе, получившие соответственно высшее образование по психологии или специальности «социальная работа», прошедшие последипломную переподготовку по клинической психологии или социальной работе для деятельности в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, и подготовку по психотерапии в соответствии с государственным стандартом».
Оказывается, не так-то просто стать и помощником психотерапевта.
«Помощником (ассистентом) врача-психотерапевта является лицо, имеющее высшее или среднее специальное гуманитарное образование, прошедшее специальную подготовку по психотерапии, применяющее в своей деятельности вспомогательный психотерапевтический метод под непосредственным руководством врача-психотерапевта... Помощник (ассистент) врача-психотерапевта может зачисляться на специально выделенные должности в пределах фонда оплаты труда учреждения, оказывающего психиатрическую и психотерапевтическую помощь по арт-терапии, музыкотерапии, хореотерапии, двигательной терапии, телесной терапии и др. вспомогательным методам психотерапии».
Посмотрим, что же представляет собой «специальная подготовка по психотерапии».
По версии ППЛ: «Образование в области психотерапии состоит из трех частей: теории, опыта личного самопознания, тренинга и психотерапии и практики с супервизией. Теоретическая часть составляет 720 часов, личностный тренинг и психотерапия — 300 часов и практика под контролем супервизора практики — 2 180 часов. Вся программа в общей сложности составит 3 200 часов обучения. Курс обучения считается завершенным в случае успешного прохождения претендентом процедуры экзамена».
Несложно подсчитать, что в условиях очной формы обучения такое образование займет около двух лет.
Похожий вариант предлагается и в РПА.
«На обучение по психотерапии принимаются клинические психологи, получившие высшее образование по клинической психологии в медицинских и гуманитарных вузах и имеющие последипломную подготовку (резидентуру) по клинической психологии в учреждении здравоохранения, имеющем лицензию на последипломное обучение с длительностью его не менее одного года;
после окончания обучения врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, специалист по социальной работе-психотерапевт и помощник (ассистент) врача-психотерапевта сдают экзамен, после чего им выдаются сертификаты специалистов.
Само обучение включает в себя теоретическую подготовку продолжительностью не менее 300 час., практическую подготовку — не менее 300 час., практическую работу и супервизию — не менее 1 600 час., а также личностно- и профессионально-ориентированные тренинги — не менее 160 час.; общая продолжительность обучения клинического психолога составляет в целом 2 360 час., отдельные его разделы не могут быть сокращены и заменены экстернатом».

После этого предполагается, что будущий психотерапевт должен пройти практику под руководством супервизора (супервизоров): «работа в качестве клинического психолога-психотерапевта или психотерапевта-специалиста по социальной работе в медицинских учреждениях, допущенных в системе последипломного образования к проведению специализации по психиатрии и психотерапии».
Но даже это еще не все. Для того чтобы в конце концов стать психотерапевтом, предполагается участие в личностно- и профессионально-ориентированных тренингах.

КАК ЖИТЬ?

Тут сразу возникает вполне реальный вопрос: кто будет финансировать такую подготовку и насколько она оправданна? Если она платная, то кто в состоянии оплатить такое обучение? Успешные (а потому высокооплачиваемые) психотерапевты и психологи? Но они и так являются высококвалифицированными специалистами. Бывшие студенты? Для них это нереально!
Кто же в результате выиграет от таких высоких требований к подготовке психотерапевтов?
Клиенты? Нет! При такой системе они никогда не получат бесплатную квалифицированную помощь.
Психотерапевты? Тоже нет, поскольку не каждый найдет возможность, силы и время для такого образования.
Кстати, обеспечить подготовку психотерапевтов на высоком профессиональном уровне вряд ли возможно: где найдется столько специалистов, а главное — супервизоров?
Ну хорошо, даже если ценой невероятных усилий будущие психотерапевты пройдут все эти испытания — что дальше? Где найти клиентов, способных платить за такую работу?
Похоже, в результате выиграют только те, кто будет заниматься обучением, лицензированием и сертификацией.
После знакомства с этими проектами становится как-то грустно — настолько далеки они от реальной жизни. Возникает даже крамольная мысль: если все другие законы составляются таким же образом, как же по ним жить?

Ольга РЕШЕТНИКОВА

ЗАКОН О ПСИХОТЕРАПИИ

У нас в стране пока нет сложившейся системы психотерапевтической помощи. Поэтому можно только приветствовать подготовку закона о психотерапии, рассмотрение которого Государственной Думой РФ планируется на сентябрь 2001 года.
Сейчас для обсуждения представлены два варианта.
Автор первого варианта — Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА). Полное название этого варианта «Закон (проект) о психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью».
Автор второго — Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ). Этот проект закона называется «О профессиональной психотерапевтической деятельности».
Заинтересованность в том, чтобы ввести психотерапию в правовое поле, проявляют многие как «сверху», так и «снизу». Естественна озабоченность тех, кто претендует стоять «у руля» подготовки, лицензирования и сертификации психотерапевтов.
Мне пришлось поучаствовать в обсуждении одного из вариантов закона на заседании профессионального клуба психотерапевтов, который функционирует при международном центре практической психологии «Интеграция». Его члены — практикующие психологи и психотерапевты считают, что закон нужен для того, чтобы отрегулировать отношения между государством, психотерапевтами и клиентами. Безусловно, у всех сторон есть общие интересы, но есть и противоположные. Чтобы защитить интересы клиентов, государства да и самих психотерапевтов от разного рода шарлатанов от психотерапии, необходимо ввести лицензирование в рамках законодательно установленных норм.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

В ходе обсуждения законопроектов возникает закономерный вопрос: «Является ли психолог психотерапевтом?» Если да, то при каких условиях, если нет, то почему? В вариантах законопроектов прослеживается явное разногласие.
В проекте ППЛ предполагается создание единого психотерапевтического сообщества, куда входят и медики и психологи. Да и сама профессия психотерапевта рассматривается достаточно широко. Это «массовая профессия современного общества, которая складывается в ее основных моделях: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской». А психотерапия определяется как «специфическая профессиональная форма эффективного психического (психологического) взаимодействия с целью развития индивидуального и социального, психического, а также интегрального здоровья и благополучия».
В обосновании же к законопроекту РПА психотерапия рассматривается исключительно в рамках медицинской сферы: «психотерапевтическая деятельность реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности.... В случае принятия закона психотерапия будет представлена тремя группами специалистов: врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, психотерапевт-специалист по социальной работе». В оказании психотерапевтической помощи впервые в нашей стране сможет принимать участие помощник (ассистент) врача-психотерапевта, который «принимает участие в психотерапии», используя музыкотерапию, арт-терапию, хореотерапию и другие, по поручению врача-психотерапевта. Вводится также понятие волонтера в психотерапии — добровольного участника, «содействующего оказанию психотерапевтической помощи».
Рассматривая психотерапию как чисто медицинскую практику, авторы распространяют «медицинский» подход и на остальные сферы деятельности психотерапии: «Учитывая, что в настоящее время не существует единого общепринятого научного определения психотерапии, действие закона будет распространяться на все методы, формы психотерапии и научные теории, которые реализуются на практике. В этом смысле законопроект «внеконфессионален» по отношению к различным профессиональным психотерапевтическим школам, течениям и группам».
Даже если согласиться с мнением РПА, что не все профессиональные психологи, занимающиеся различными видами консультирования, вправе претендовать на звание «клинического психолога-психотерапевта, специалиста по социальной работе — психотерапевта», то уж «специалистом, занимающимся психотерапевтической деятельностью», они вправе называться.
Получается, что психотерапевтическая деятельность психологов вне рамок медицины проектом РПА вообще не предусматривается. Но тогда в законе должно быть указано, что его действие распространяется только на медицинские учреждения. Следовательно, нужен еще один закон (или хотя бы положение) о специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью в сферах образования, социальной помощи и др.

КАК ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ?

Внятный ответ на этот вопрос дается в законопроекте РПА: «Профессиональная психотерапевтическая деятельность представляет собой целостную научно обоснованную систему психического (психологического) воздействия, реализуемого через общение профессионально подготовленного психотерапевта (врача-психотерапевта, клинического психолога-психотерапевта, психотерапевта-специалиста по социальной работе), непосредственно или с помощью помощников психотерапевта и волонтеров, с пациентом, его семьей, группой пациентов и сообществом пациентов с целью обеспечения и сохранения здоровья и восстановления индивидуального и социального функционирования человека. Психотерапевтическая деятельность включает в себя установление клинического диагноза, прогнозирование результатов применения психотерапии, заключение психотерапевтического контракта, применение психотерапевтических методов, оценку результатов лечения, проведение профилактических и реабилитационных мероприятий».
Все это было бы хорошо, если бы хоть немного было приближено к реальной ситуации.
Очевидно, предполагается, что где-то в медицинском учреждении (вероятно, в районной поликлинике или психоневрологическом диспансере) сидят врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт (дальше по списку). К ним добровольно приходят на прием желающие получить бесплатную психотерапевтическую помощь.
Но господа медики! Ни один уважающий себя специалист ни за что в жизни не пойдет работать в простую поликлинику, больницу или даже психоневрологический диспансер! Недаром там даже основных врачей-специалистов не хватает.
Разработчики проекта РПА предполагают оказание амбулаторной неврачебной психотерапевтической помощи. Она «оказывается лицам в состоянии социально-психологической дезадаптации, в ситуации личностного кризиса и иных состояний, не обусловленных психическим заболеванием, или при состояниях, которые не могут быть квалифицированы как болезненные, а также в случаях последствий психических расстройств, стабильных патологических состояний или других заболеваний».
Но во многом этот перечень созвучен тому, чем занимаются психологи за рамками медицинских учреждений. Неужели для этого теперь надо обращаться в поликлинику?

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ?

К этому вопросу авторы обоих вариантов законопроекта подходят весьма серьезно. Даже допуск к получению профессионального психотерапевтического образования могут получить далеко не все.
По версии ППЛ к нему допускаются те, кто:
«...получил высшее образование в области медицины, психологии, педагогики, социальной работы, философии, информационных технологий, имеет документы установленного образца и удостоверяющие данный факт, признаваемые в Российской Федерации;
...успешно прошел процедуру отбора к лицензионному психотерапевтическому образованию».

Представители РПА не менее серьезно подходят к претендентам на роль психотерапевтов: «Право на оказание неврачебной психотерапевтической помощи имеют клинические психологи и специалисты по социальной работе, получившие соответственно высшее образование по психологии или специальности «социальная работа», прошедшие последипломную переподготовку по клинической психологии или социальной работе для деятельности в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, и подготовку по психотерапии в соответствии с государственным стандартом».
Оказывается, не так-то просто стать и помощником психотерапевта.
«Помощником (ассистентом) врача-психотерапевта является лицо, имеющее высшее или среднее специальное гуманитарное образование, прошедшее специальную подготовку по психотерапии, применяющее в своей деятельности вспомогательный психотерапевтический метод под непосредственным руководством врача-психотерапевта... Помощник (ассистент) врача-психотерапевта может зачисляться на специально выделенные должности в пределах фонда оплаты труда учреждения, оказывающего психиатрическую и психотерапевтическую помощь по арт-терапии, музыкотерапии, хореотерапии, двигательной терапии, телесной терапии и др. вспомогательным методам психотерапии».
Посмотрим, что же представляет собой «специальная подготовка по психотерапии».
По версии ППЛ: «Образование в области психотерапии состоит из трех частей: теории, опыта личного самопознания, тренинга и психотерапии и практики с супервизией. Теоретическая часть составляет 720 часов, личностный тренинг и психотерапия — 300 часов и практика под контролем супервизора практики — 2 180 часов. Вся программа в общей сложности составит 3 200 часов обучения. Курс обучения считается завершенным в случае успешного прохождения претендентом процедуры экзамена».
Несложно подсчитать, что в условиях очной формы обучения такое образование займет около двух лет.
Похожий вариант предлагается и в РПА.
«На обучение по психотерапии принимаются клинические психологи, получившие высшее образование по клинической психологии в медицинских и гуманитарных вузах и имеющие последипломную подготовку (резидентуру) по клинической психологии в учреждении здравоохранения, имеющем лицензию на последипломное обучение с длительностью его не менее одного года;
после окончания обучения врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, специалист по социальной работе-психотерапевт и помощник (ассистент) врача-психотерапевта сдают экзамен, после чего им выдаются сертификаты специалистов.
Само обучение включает в себя теоретическую подготовку продолжительностью не менее 300 час., практическую подготовку — не менее 300 час., практическую работу и супервизию — не менее 1 600 час., а также личностно- и профессионально-ориентированные тренинги — не менее 160 час.; общая продолжительность обучения клинического психолога составляет в целом 2 360 час., отдельные его разделы не могут быть сокращены и заменены экстернатом».

После этого предполагается, что будущий психотерапевт должен пройти практику под руководством супервизора (супервизоров): «работа в качестве клинического психолога-психотерапевта или психотерапевта-специалиста по социальной работе в медицинских учреждениях, допущенных в системе последипломного образования к проведению специализации по психиатрии и психотерапии».
Но даже это еще не все. Для того чтобы в конце концов стать психотерапевтом, предполагается участие в личностно- и профессионально-ориентированных тренингах.

КАК ЖИТЬ?

Тут сразу возникает вполне реальный вопрос: кто будет финансировать такую подготовку и насколько она оправданна? Если она платная, то кто в состоянии оплатить такое обучение? Успешные (а потому высокооплачиваемые) психотерапевты и психологи? Но они и так являются высококвалифицированными специалистами. Бывшие студенты? Для них это нереально!
Кто же в результате выиграет от таких высоких требований к подготовке психотерапевтов?
Клиенты? Нет! При такой системе они никогда не получат бесплатную квалифицированную помощь.
Психотерапевты? Тоже нет, поскольку не каждый найдет возможность, силы и время для такого образования.
Кстати, обеспечить подготовку психотерапевтов на высоком профессиональном уровне вряд ли возможно: где найдется столько специалистов, а главное — супервизоров?
Ну хорошо, даже если ценой невероятных усилий будущие психотерапевты пройдут все эти испытания — что дальше? Где найти клиентов, способных платить за такую работу?
Похоже, в результате выиграют только те, кто будет заниматься обучением, лицензированием и сертификацией.
После знакомства с этими проектами становится как-то грустно — настолько далеки они от реальной жизни. Возникает даже крамольная мысль: если все другие законы составляются таким же образом, как же по ним жить?

Ольга РЕШЕТНИКОВА

http://psy.1september.ru/2001/07/13.htm

 

Автор статьи: Хажилина Ирина Ивановна


Портал зарубежной недвижимости JJC.Ru